Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Конференция
2008/09 уч.год
2009/10 уч.год
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

С целью формирования у выпускников  способности творческого решения жизненных задач проектирование методической системы направляю на решение проблемы перехода от формально - знаниевой к личностно - деятельностной парадигме обучения. Для достижения цели выбираю элементы эвристического обучения, когда ученик совместно с учителем выстраивает собственную образовательную траекторию (А.В.Хуторской). В концепцию эвристического обучения вписываю компьютер и информационные технологии как новое, мощное средство образования, самообучения и самопознания ученика.

На занятиях личностно-ориентированного типа в процессе изложения теоретического  материала опираюсь на субъектный опыт школьника. При конструировании таких занятий использую элементы проблемного, проектного, модельного методов обучения, что позволяет организовать продуктивную деятельность учеников, способствует их самореализации.

Проектную технологию  использую на уроках в 5-7 классах, вовлекая учащихся в учебно-ислледовательскую деятельность, постепенно подготавливая  их к проектной деятельности. У учащихся формируются умение собирать, анализировать, обрабатывать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Учащимися реализованы такие проектные работы как: социальный проект «Техника безопасности в кабинете информатики», выполненный учащимися 8 класса средствами текстового редактора; учебные мини- проекты в виде презентации (9 класс).

Свою деятельность с учащимися строю на основе сотрудничества ученика, учителя и родителя с использованием групповых форм работы. Применяю эффект «кают-компании», когда все участники учебного процесса садятся в круг для проведения дискуссии, в ходе которой происходит представление результатов выполненной работы, их обсуждение, вырабатываются советы по корректировке. При проблемном обучении для активизации мыслительной деятельности включаю такие методы и формы как: опорные схемы, диалоги, мозговой штурм, интенсивный опрос, игровые моменты. Это формирует у учащихся такие качества  личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность и гибкость ума.


Работа с одаренными детьми в условиях перехода на ФГОС

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

                                  ФГОС основного общего образования

 

Сегодня, когда стандарты второго поколения внедряются в систему начального образования, остро встаёт проблема, что не за  горами то время, когда и в среднем звене мы будем работать по новым стандартам, и они, в отличие от стандартов 2004 года нацелены не на предметный, а на личностный результат. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в неординарных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.  

Основной целью образования становится развитие самого ребенка как личности, его способностей, его творческого потенциала. Для решения современных проблем необходимо пересмотреть позицию педагога в образовательном процессе. Необходимо принципиально изменить подход к построению отношений в образовательном процессе, в характере взаимодействия педагога и обучающегося.

Однако на сегодняшний   день в школах в основном преобладают традиционные формы и методы обучения, которые, в свою очередь, не в полной мере раскрывают потенциал учащихся. В значительной мере это относится к Информатике. К тому же, урокам Информатики  отводится всего лишь  1 час в неделю с 5-го по 11 класс (за исключением 9 класса). За это время трудно  в полной мере создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, которые имеют высокий уровень способности к самообучению и нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды. Ситуацию не спасают кружки и факультативы в их традиционном понимании.

Одной из эффективных форм индивидуальной работы с одаренными детьми необходимо признать тьюторство.  По мнению Т.Ковалевой, президента МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению.

При работе с одаренными учащимися необходимо содействовать созданию оптимальных условий для личностного развития и сохранения психологического здоровья одарѐнных учащихся. Специфика тьюторского сопровождения  позволяет развивать одаренность учащегося через посредническое действие педагога, обуславливающее особое отношение подопечного к самому себе, своим интересам, перспективам и возможностям, а также способам их превращения их в реальность.

Лицей №44 с 2011 года является тьюторской стажировочной площадкой в муниципальном сетевом проекте «Индивидуализация образования. Тьюторское сопровождение», в котором реализуется программа «Полюса роста». В рамках этой программы учителем информатики Р.И.Кирилловой разрабатывается данный проект «Тьюторское сопровождение с высокими познавательными способностями по Информатике».

Тьюторское сопровождение учащихся в предметном направлении по информатике  дает возможность для: 

*        Диагностического  подхода  к  конструированию индивидуальных стратегий  раскрытия учащихся с высокими познавательными способностями по информатике;

*        Обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного  подхода к раскрытию потенциала учащегося с высокими познавательными способностями по информатике, исходя из его индивидуальных предпочтений;

*        Возможности  отслеживания результатов на каждом этапе развития учащегося с высокими познавательными способностями по информатике;

*        Создания творческого климата отношений учителя и ученика, обеспечение свободы самовыражения в партнерском  взаимодействии.

Стратегическая цель проекта: разработать модель тьюторского сопровождения  детей с высокими познавательными способностями по Информатике.

Задачи проекта:

*   Создать условия проявления социальной активности обучающегося в вопросах профессионального и личного самоопределения посредством разработки и реализации карты индивидуального прогресса;

*   Формировать особую позицию педагога по сопровождению учащихся, направленной на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы по направлению Информатика и ИКТ:

*   Организовать мониторинг готовности обучающихся к выбору  профиля обучения;

*   Способствовать расширению информационного поля образовательных ресурсов;

*   Совместно с тьюторантами создать модель ИОК (информационно - образовательной карты) путем картирования ресурсов оценки качества.

 

Последовательность  действий  тьюторского сопровождения

1.    Выявление и оформление образовательного  заказа участника программы. Основополагающей идеей тьюторского сопровождения выступает тезис о том, что эффективное взаимодействие может и должно основываться на работе с особенным индивидуальным интересом, личностно-значимым образовательным вопросом. Поэтому для тьютора отправной точкой во взаимодействии с подростком выступает его индивидуальный познавательный интерес. Этот интерес как-то проявляется в личной истории ученика и задает контекст целостной образовательной деятельности, привнося в нее личностные смыслы.

2.    Постановка цели образовательной деятельности. Цель, как образ ожидаемого результата, формулируется учеником совместно с тьютором в ходе тьюторской встречи. Необходимо отметить, что на разработку 1-3 этапа обычно уходит 2-3 тьюторские встречи, между которыми могут быть очень короткие интервалы. Цель тьюторского сопровождения необходимо сформулировать как можно конкретнее. Однако, особенностью данного этапа является то, что фактически всегда в ходе взаимодействия с тьютором, цель корректируется и видоизменяется, как раз в сторону детализации и конкретизации.

3.    Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка "план-карты образовательного маршрута”. Задача тьюторского сопровождения – сделать очевидной ученику необходимость и доступность очень разных источников и ресурсов образования, средств достижения его цели. Тьюторское сопровождение понимается нами как элемент открытого образования, в рамках которого абсолютно любой объект общества может выступать средством познания, несет на себе какой-то знаниевый след. Средствами тьюторского вопроса в рамках индивидуальной встречи тьютор и ученик обсуждают и анализируют возможные средства познания. На этой основе составляется "план-карта” образовательного маршрута – перечисление всех найденных вариантов средств и источников познания с указанием последовательности "прохождения пунктов карты”. План-карта составляется и анализируется в течение нескольких занятий, главным образом, в сторону поиска новых средств – расширения карты. И даже на следующем этапе – реализации плана, продолжается корректировка карты. Точками на карте образовательного маршрута могут являться как книги, статьи, так и библиотеки, консультации с учителями, элективные курсы, встречи со специалистами, анкетирование родителей и друзей, посещение конкретного сайта или встреча в чате и многое другое.

4.    Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности —"образовательный проект”. Это основной по продолжительности этап взаимодействия тьютора и ученика. На данном этапе ученик в основном самостоятельно действует, встречаясь периодически (обычно 1 раз в 2 недели) с тьютором для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов. Предметом обсуждения выступает портфолио деятельности – специфическая папка достижений, в которую собираются самые разные материальные носители, отражающие важные с точки зрения ученика узнанные факты, ситуации, встречи. Обсуждение строится главным образом как обсуждение вопроса, почему именно этот материал важен. Тьюторский вопрос этого этапа может быть охарактеризован как вопрос — проблематизация, задача которого, создать ситуацию осмысления подростком значения собранных материалов в соответствии с определенной целью.

5.    Анализ итогов образовательной деятельности — является ключевым в тьюторском сопровождении. Собственно можно сказать, что анализ итогов деятельности начинается буквально с первых этапов, т.к. содержанием тьюторского сопровождения является анализ конкретных действий и операций. Вместе с тем, особое значение имеет анализ продукта деятельности, особенно – в ситуации экспертизы этого продукта "внешней” средой. Вместе с тем, принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно учеником. Тьютор в данном случае выступает основным экспертом, характер и содержание тьюторского вопроса показывают необходимость дополнительной экспертизы, но решение принимается подростком.

6.    Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив. На данном этапе обсуждаются итоги перспективы работы именно с тьютором. Насколько поставленные достигнутые цели удовлетворяют ученика. Какие новые цели он формулирует для себя на основе проделанной работы. Необходимо ли ему для достижения этих целей тьюторское сопровождение. Дальнейшее развитие ситуации может строиться учеником как продолжение тьюторского сопровождения в рамках нового образовательного опроса, развития средств деятельности в рамках старого образовательного вопроса (выход на уровень образовательного проекта или исследования) или выход из ситуации тьюторского сопровождения. Принципиальным моментом, обсуждаемом на этом этапе является соотнесение итогов взаимодействия с тьютором, решений, принятых подростком и его личной образовательной истории и дальнейших образовательных планов.

 

Ожидаемые результаты:

*   Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

*   У обучающихся развита готовность принятия ответственного выбора профиля обучения.

*   Обучающиеся владеют навыками  работы с информацией  в сфере образовательных и профессиональных ресурсов.

*   Обучающиеся являются активными участниками профессионального и личного самоопределения посредством проектирования и реализации  плана индивидуальной образовательной программы олимпиадного и исследовательского движения по Информатике ИКТ.

 



Проектные технологии:

Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.

С 2005 года в нашей школе в рамках реализации школьного компонента базисного учебного плана для учащихся среднего и старшего звеньев организуется проектная деятельность по информационным технологиям.

Хочу выделить наиболее важные задачи, которые ставлю перед собой при организации проектной деятельности учащихся:

• развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся;

• развитие организационных, ораторских умений учащихся;

• связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями;

• привлечение к проектной деятельности преподавателей разных дисциплин и учащихся 5-11 классов.

Основными направлениями, по которым работают учащиеся над проектами, являются программирование и html-технологий.

В школе преподавание информатики ведется с первого класса. Это дает возможность уже к началу 8 класса подобрать более способных и желающих углубить свои знания в области информационных технологий. На первом этапе обучения учащиеся знакомятся с основными элементами html-технологий и программирования. К началу 8 класса у учащихся уже формируются четкие представления об информатике, информационных процессах и имеются навыки работы с персональным компьютером и программными продуктами. А также ученик начинает воспринимать компьютер не просто как инструмент для компьютерных игр, но и как инструмент сбора, хранения, обработки и передачи информации.

После прохождения курса знакомства с основными элементами программирования и html-технологий учащиеся начинают работу по конкретным проектам, которые предоставляются учащимся из потребностей учебного заведения.

В школе реализуется программа информатизации. В этой программе на перспективу расписаны те ресурсы и продукты, которые нужны для внедрения информационных технологий в образовательном учреждении. В настоящее время все проекты, которые реализуются учащимися, вытекают из потребностей нашей школы. Это дает возможность разрабатывать программные продукты, которые будут использоваться образовательным учреждением для решения вопросов информатизации. Каждому ученику предоставляется возможность выбора темы из предложенных. В обязательном порядке они защищают свои проекты на школьной научно-практической конференции.

В проектной деятельности важны первые работы, поэтому особое внимание нужно уделить учащимся 5-7 классов. Дети этого возраста не могут долго увлекаться одним делом, поэтому проекты на уроках – кратковременные. Важна поддержка ребенка, поэтому включаются практические работы, уже выполненные учащимися (посмотри, мы делали уже это и это, мы уже умеем очень многое, практически все, давай попробуем, сделать еще лучше, еще интереснее). На анализе вместе с детьми рассматриваем все работы; отмечаем, что сделал ребенок такого, что остальные не умеют, а что можно было бы сделать лучше. И именно в это время, ребенку необходимо показать, что любая работа делается не просто так, у нее есть своя ценность для окружающих.

Ежегодно я набираю группу детей 7-8 классов для изучения программирования. Разработана программа работы с этими учащимися. Работа ведется в три этапа. На первом идет процесс обучения основным элементам и понятиям. Далее на втором этапе – закрепление материала путем разработки разных проектов (на свободную тему). На третьем этапе учащиеся занимаются над целенаправленными проектами, которые реализуются в рамках «Программы информатизации» нашего образовательного учреждения. Так, учащиеся 10 классов создали графический редактор для учащихся начальной школы, который используется учителями на уроках информатики и рисования.

Школьный конкурс Web-сайтов классов, создание ежемесячной газеты «Лестница успеха» представляют собой эффективный метод организации проектной деятельности учащихся.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.




·         Использование интерактивной доски в учебном процессе

Мы уже успешно используем готовые диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в нашу школу пришли новые технические средства, такие как интерактивная доска.За подготовку призеров и победителей Всероссийских олимпиад, в целях дальнейшего повышения качества преподавания, шесть учителей удостоены награды - им установлены автоматизированные рабочие места, включающие интерактивные доски. 



Интерактивные доски SMART Board предоставляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью вы можете работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной ("ответ у доски") работы учащихся. Однако для того, чтобы грамотно использовать на уроке все богатство возможностей интерактивной доски, учителю необходимо самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося в комплекте поставки досок SMART Board стандартного программного обеспечения.

Конечно же, сколь угодно сложное и многофункциональное электронное устройство - это лишь "груда железа и кремния" без соответствующей программной и методической поддержки.



На этой странице вы можете узнать о возможностях использования интерактивной доски, полезные ссылки по данной теме и много интересной информации...





Итак, начнем с самого простого...

Самый простой способ использования

интерактивной доски учителем

Учителям, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.

Как правило, такие ручки (маркеры) оснащены кнопками, которые дублируют левую и правую кнопки мыши. Узнать, какую функцию выполняют кнопки, легко можно экспериментальным путем: щелкнуть одну кнопку и посмотреть результат, щелкнуть другую кнопку и посмотреть результат. Обычно, по умолчанию однократное прикосновение стержнем ручки к поверхности инте

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Поиск