Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Конференция
2008/09 уч.год
2009/10 уч.год
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Глава 1. Организация научно-исследовательской работы в школе


Прежде всего, предлагаемая тема не должна быть школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Надо, чтобы тема работы была актуальна, вызывала у исполнителей интерес, была им понятна, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. Основное требование к ис­следовательской работе — новизна результата. Школа не может тягаться с институтами ни в аппаратурной оснащенности, ни в финансовых возможностях, ни в научных кадрах. Следовательно, нельзя строить «наполеоновские» планы. Вот здесь и скрывается опасность, когда научным руководителем выступает сотрудник НИИ. С одной стороны, у такого руководителя возникает естественное желание предоставить школьникам уже выполненное исследование или его части — литературный обзор, результаты и их обсуждение и т.д. Поэтому далее в случае, когда в роли научного руководителя выступают сотрудники НИИ, тема школьной научно-исследовательской работы должна быть посильна для учащихся и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы, а не научной лаборатории. В тексте работы должен четко просматриваться личный вклад исполнителя. Роль руководителя — именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися.

Что дальше? А дальше следует формулирование целей и задач исследования. Цель и задача — не одно и тоже: цель существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы — подбор литературных источников и их проработка, освоение методики исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи — выполнимыми, их обсуждение проводится обязательно совместно с учащимися-исследователями.

После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирают объект исследования. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Этические нормы ограничивают применение в качестве экспериментального объекта млекопитающих (объектом наблюдения они, конечно, быть могут). Необходимо, чтобы биологические характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Сам объект и его содержание должны быть достаточно дешевы.

Следующий шаг в работе — анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа — задача руководителя, поскольку априори подразумевается, что самостоятельно учащиеся не смогут найти первоисточники. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителем работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи-школьники могут восполнить в ходе работы.

Итак, анализ литературы проведен, ясно, что можно сделать в данной области, настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат. Это очень важный момент, поскольку сложившиеся у исследователей теоретические представления позволяют отчасти прогнозировать результат, а затем сравнивать теоретические представления с эмпирическими данными.

Вооруженные знаниями об объекте исследования и о состоянии проблемы в целом, пониманием цели и задач, а также нулевой гипотезой, переходим к выбору методики проведения исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволит получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Надо, чтобы методическое обеспечение работы учитывало все нюансы, способные повлиять на результаты исследования, и по возможности, исключить их. Выбранные методы работы (наблюдения, эксперимент или работа с литературными источниками) должны быть простыми и доступными для школьников, даже, если исследование проводится учащимися в лаборатории учебного или исследовательского института. Методи­чески работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. В противном случае можно говорить об исключительном феномене, об экстраординарном явлении, возможно, интересном, но всего лишь единичном.


1.1 Проведение исследований

И вот наступил момент, когда учащиеся приступают к собственно исследовательской работе.

А что, собственно говоря, можно считать исследовательской работой? Нельзя согласиться с мнением, что исследовательская работа должна быть исключительно экс­периментальной. Подобное утверждение неверно. Есть прекрасные работы, посвященные исследованию природных биоценозов. В этих работах нет и намека на эксперимент, однако прекрасно организованные и правильно проведенные наблюдения в природных условиях позволяют получить интересные и практически важные данные. Следовательно, во-первых, исследовательской работой следует считать грамотно организованные и проведенные наблюдения природных объектов или явлений. Во-вторых, к исследовательским работам, несомненно, относится эксперимент. Экспериментальные исследования всегда интересны, хотя на этом пути встречаются многочисленные затруднения. Экспериментальная работа требует скрупулезного выполнения методики, поскольку любое, подчас даже самое незначительное отклонение в условиях проведения опыта может привести либо к искажению результатов исследования, либо к получению заведомо ложных данных. Эксперимент, как и любое другое научное наблюдение, должен планироваться таким образом, чтобы на каждую градацию изучаемого фактора (варианта) приходилось несколько повторностей (как уже говорилось, наблюдение не должно быть единичным). К сожалению, это требование почти никогда не выполняется, в которой повинен не ученик, а научный руководитель работы.

Все варианты эксперимента обязательно должны находиться в одинаковых условиях (температура, освещенность, насыщение среды обитания кислородом и т.п.), изменяется только изучаемый фактор. Если эксперимент многофакторный (исследуются одновременно несколько факторов), опыт строится так, чтобы можно было выявить как влияние каж­дого фактора в отдельности, так и их совместного действия. В число экспериментальных групп обязательно включаются контрольные варианты, на которые действие изучаемых факторов не распространяется (это требование часто игнорируется).

Еще до начала практической работы целесообразно составить четкую и подробную таблицу, включающую все варианты эксперимента (наблюдения). При составлении протокола опыта графы такой таблицы заполняются данными, образуя матрицу.

Иногда результаты эксперимента противоречат ожиданиям исследователей. Причин, приводящих к такой ситуации, может быть несколько: неправильная формулировка цели и постановка задач, ошибочная нулевая гипотеза, выбор неадекватной методики проведения эксперимента, неверное толкование полученных результатов, ошибочные выводы, наконец, неправильный выбор объекта исследования. Необходимо спокойно разобраться в случившемся. Следует помнить, что отрицательный результат — это так же важно, как и получение положительного результата, если данные не взяты «с потолка». Понятно, что в этом случае работа научного руководителя выходит на первый план и становится решающей.



Кроме природных наблюдений и эксперимента может быть и еще один вид исследовательской деятельности — литературные изыскания. Такой вид исследовательской деятельности в большей степени присущ представителям гуманитарных направлений, однако и здесь возможны и эксперименты, и наблюдения. Следует особо подчеркнуть, что литературные исследования не должны принимать форму рефератов, тексты которых в наше время можно отыскать на компакт-дисках. В чем же отличие реферата от научно-исследовательской работы с литературными источниками? Реферат содержит подборку известных фактов по конкретной проблеме, тогда как из литературного исследования обязательно должно вытекать нечто новое, обнаруженное в результате анализа литературных данных (это основное требование, отличающее любую творческую работу от компилятивной). Надо сказать, что обнаружить какие-либо действительно новые факты, анализируя литературные источники, неизмеримо труднее, нежели проводя наблюдения или эксперименты. И уж совершенно наивно полагать, что настоящая работа с литературой — легкая прогулка по библиотечным каталогам. И здесь вновь на первый план выходит работа научного руководителя, поскольку только он может правильно сформулировать задачу, порекомендовать основные первоисточники (в надежде, что остальные отыщет сам исследователь), совместно со школьниками проанализировать собранный материал и помочь сделать надлежащие выводы. Такого рода исследования можно только приветствовать!


1.2 Обработка результатов исследования


Наступил момент, когда все данные собраны. Что с ними делать? В научной среде принято подкреплять результаты наблюдений и экспериментов их математической обработкой. Хорошо, если к работе удастся подключить математиков, которые построят математические модели изучаемых процессов или явлений, однако практика показывает, что о таких межпредметных связях остается только мечтать.

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверяется с помощью методов математической статистики. Подавляющее большинство педагогов-биологов, осуществляющих научное руководство, не имеют ни малейшего представления об этой дисциплине и, следовательно, не видят необходимости в применении статистических методов.

Неверно предполагать, что старшеклассникам трудно понять суть вариационной статистики, основанной на теории вероятностей. Это абсолютно неправильно и практика полностью опровергает такое предположение. Научные руководители должны сами освоить статистические методы и обучить участников научно-исследовательских работ их применению.

По окончании обработки материалов исследования проводится обсуждение полученных результатов. Обязательно совместно с авторами работы, обязательно с использованием литературных данных. После этого можно приступить к оформлению научного отчета.

1.3 Представление результатов исследования

Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья.

Во введении отмечают актуальность исследования(чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, какие проблемы и вопросы в рамках данного направления исследований хорошо изучены, каким вопросам уделялось недостаточное внимание, почему школьниками избрана именно эта тема) , далее отмечают убедительность цели и задач. Обзор литературных данных должен показать, что авторы исследования прекрасно представляют себе состояние проблемы и видят пути решения поставленных перед ними задач. Сведения, приведенные в литературном обзоре, сопровождаются ссылками на первоисточники (обычно ссылки — порядковые номера в списке цитированной литературы, заключенные в квадратные скобки). Чрезвычайно важно детально описать методику проведения исследования или эксперимента. Это необходимо для того, чтобы другие исследователи, заинтересовавшиеся результатами работы, смогли, прочитав описание методики, повторить исследование и получить сходные результаты. Здесь же дается подробное описание биологии экспериментального объекта.

Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Варианты опыта или наблюдения, достоверно отличающиеся друг от друга, должны быть помечены с указанием уровня значимости различия.

Полученные данные необходимо обсудить, сравнив результаты исследования со сведениями из литературных источников. Для этого часть литературных данных не включают в литературный обзор, а используют при обсуждении результатов исследования.

Не надо делать много выводов. Но они должны быть четкими и понятными, вытекать из результатов исследования и соответствовать целям и задачам исследования.

Отчет содержит список использованных литературных источников с указанием авторов, названия цитированной работы, издательства и места издания, необходимо указать год издания, для монографий — количество страниц в книге. Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.

Академик С.С.Шварц давал следующий совет: начинайте написание работы с описания объекта исследования и методики (на чем и с помощью чего получены результаты), за­тем — оригинальные данные и выводы (что получено и с чем это можно «есть»), после этого— обсуждение результатов исследования (постарайтесь убедить самого себя в своей правоте), а вот теперь приступайте к написанию литературного обзора (теперь стало абсолютно ясно, что нужно оставить, а что и выкинуть из литературных данных по проблеме). Полезно написанную работу положить в стол и вернуться к ней снова по прошествии некоторого времени (хорошо бы с месяц) — при повторном прочтении выявятся «нескладухи» и «ляпы», которые самое время убрать.


Глава 2. Правила написания научной работы


При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Текст должен делиться на абзацы по смыслу. Следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не завершена. Писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетание в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно быть беспристрастным. Желательно делать меньше ссылок на себя, а если делать, то о себе — в третьем лице: "автор полагает", "по нашему мнению" и т.д.

Работу не следует перегружать цифровым и иллюстративным материалом, но нельзя и совсем отказаться от него. На одном авторском листе (16-20 с.) рекомендуется размещать не более 5-8 иллюстраций в научной и 5-12 — в учебной и научно-популярной литературе. Вспомогательный материал выносится в приложение.

Общий план изложения научной работы может быть таким.

1. На первой странице помещается следующая информация: название работы, ФИО автора, населенный пункт, номер школы, класс, ФИО руководителя работы, научная степень, должность, место работы. Само название работы должно наиболее лаконично отражать содержание исследования.

2. О г л а в л е н и е. Помещается либо в начале, либо в конце крупной по объему работы. Для небольших сообщений (статья, тезисы) необходимости в оглавлении нет.

3. Предисловие. Необязательная часть публикации, в которой оговариваются внешние предпосылки создания научного труда.

4. Вступление (введение). В этой части автор вводит читателя в круг проблем, ставит цель и основные задачи работы, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований.

5. Обзор литературы. В главе дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Необходимо обратить особое внимание на правильность ссылок на работы авторов.

6. Основная часть. Ключевая глава научной работы. В биологических исследованиях здесь должны быть отражены следующие разделы:

• Материал и методика.

• Описание места и условий исследования.

• Основные результаты исследования.

• Обобщение и выводы

При изложении цифровой материал преподносится в виде таблиц. Следует тщательно продумывать их названия, памятуя о том, что каждое из названий должно содержать ответы на вопросы "что?", "когда?", "где?", "откуда?". Нумерация таблиц в работе сквозная.

Чрезвычайно важно не приписывать себе приоритет тех открытий, которые сделаны предыдущими исследователями, а, наоборот, ссылаться на известные в науке факты.

Высказывания, не принадлежащие исполнителю работы и не являющиеся общепринятыми, следует сопровождать ссылками на автора, которому они принадлежат. Ссылки могут быть двоякими. Это либо цитата, либо переложение мысли другого автора своими словами. В обоих случаях после предложения идет собственно ссылка. В биологической литературе приняты два основных варианта. Обычно это помещенная в скобки фамилия автора с годом выхода его публикации: (Иванов, 1985). Если необходимо сослаться на нескольких авторов, придерживают ся хронологического принципа: (Иванов, 1985; 1986; Петров, 1987; Иванов, 1989). Второй способ — указанная в квадратных скобках цифра, обозначающая номер литературного источника из списка литературы, например [1]. Когда приводится дословное высказывание, после ссылки указывается номер страницы, с которой выписана цитата: (2, с.207).

Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе, и соответствовать поставленным в начале исследования задачам. При формулировке придерживаются принципа: идти от частных выводов к более общим и важным. Нежелательно дублировать в выводах то, что уже было сказано в основном содержании.

7. Заключение — обобщение наиболее существенных положений работы, подведение ее итогов.

8. Перспективы исследования.Эту часть работы можно поместить и в заключение.

9. Список литературы. В списке должны быть все литературные источники, на которые автор ссылается в своей публикации.

Основные принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы:

1) алфавитный принцип;

2) в публикациях на русском языке сначала помещаются названия русских работ, затем — иностранных;

3) если фамилии двух разных авторов совпадают, то обращают внимание на их инициалы, руководствуясь вновь алфавитным принципом;

4) если в списке необходимо поместить нация работ одного автора, то их располага- в хронологической последовательности;

5) если ссылки в тексте обозначают цифрами, заключенными в скобки, то последовательность литературных источников в списке литературы должна соответствовать порядку появления ссылок в самой работе.

10. Приложения. Обычны в курсовых, дипломных и диссертационных работах. В них выносятся вспомогательные таблицы, графики, дополнительный текст и пр. Часто от автора требуется написание аннотации и реферата работы. Аннотация— краткая характеристика работы точки зрения содержания, назначения и других особенностей. Она должна отвечать на вопрос: "О чем говорится в работе?" Реферат — сокращенное содержание работы. Заключительный этап в подготовке работы к печати — авторское редактирование. Рекомендуется текст читать не менее трех раз через определенные промежутки времени. В результате такой работы замечаются и устраняются недостатки, пропущенные при написании первого варианта.

Научная организация труда в области исследовательской деятельности предполагает также планирование и учет бюджета времени.

Глава 3. Стендовый доклад

3.1 Правила составления доклада

Доклад - закономерный итог выполнения исследовательской работы по определенной теме, и без этого логичного обобщения результатов научного труда школьника его деятельность вряд ли может считаться по-настоящему завершенной. Понимание того, что результаты своей работы нужно будет в дальнейшем представить публично (перед своими товарищами, учащимися других классов, педагогами или родителями на кружковом занятии, уроке, конференции, олимпиаде) - важный положительный мотив для юного исследователя. Как правило, учащийся при этом более ответственно относится к выполнению работы, критично оценивает полученные результаты, старается добиться их большей научной убедительности. В этом ему может и должен оказать помощь руководитель исследовательской работы. И в этой связи учителю будут полезны нижесле­дующие практические рекомендации. В докладе может быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы школьника. Но надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления на конференции обычно не превышает 10-15 мин. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится "жертвовать" и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться определенного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Желательно, чтобы содержание конкретного блока излагаемой информации было тесно связано с содержанием предыдущего и последующего материала.

Общая структура доклада может быть следующей:

1. Формулировка темы исследования.

2. Исполнители (фамилии, имена, класс, № школы, название населенного пункта).

3.Научный руководитель (фамилия, имя, отчество, научная степень, должность, место работы).



4.Актуальность исследования

5. Цель работы

6. Задачи исследования:

7. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер).

8. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

9. Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах).

10. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).

Доклад сопровождается демонстрационным материалом. Требования к демонстрационному материалу сводятся к его наглядности. Прежде всего, представляются результаты исследования: таблицы, плакаты или компьютерные презентации. Советы достаточно универсальные: рисунки и графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Графики могут находиться в центре внимания достаточно долго, а таблицы следует демонстрировать ограниченное время (по просьбе заинтересованных слушателей к нужной таблице можно вернуться). Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.




Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Поиск