Главная | Регистрация | Вход
Среда, 01.05.2024, 06:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Конференция
2008/09 уч.год
2009/10 уч.год
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Тьюторское сопровождение учащихся имеющих высокую мотивацию по информатике

Работа с одаренными детьми в условиях перехода на ФГОС

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

                                  ФГОС основного общего образования

 

Сегодня, когда стандарты второго поколения внедряются в систему начального образования, остро встаёт проблема, что не за  горами то время, когда и в среднем звене мы будем работать по новым стандартам, и они, в отличие от стандартов 2004 года нацелены не на предметный, а на личностный результат. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в неординарных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.  

Основной целью образования становится развитие самого ребенка как личности, его способностей, его творческого потенциала. Для решения современных проблем необходимо пересмотреть позицию педагога в образовательном процессе. Необходимо принципиально изменить подход к построению отношений в образовательном процессе, в характере взаимодействия педагога и обучающегося.

Однако на сегодняшний   день в школах в основном преобладают традиционные формы и методы обучения, которые, в свою очередь, не в полной мере раскрывают потенциал учащихся. В значительной мере это относится к Информатике. К тому же, урокам Информатики  отводится всего лишь  1 час в неделю с 5-го по 11 класс (за исключением 9 класса). За это время трудно  в полной мере создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, которые имеют высокий уровень способности к самообучению и нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды. Ситуацию не спасают кружки и факультативы в их традиционном понимании.

Одной из эффективных форм индивидуальной работы с одаренными детьми необходимо признать тьюторство.  По мнению Т.Ковалевой, президента МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению.

При работе с одаренными учащимися необходимо содействовать созданию оптимальных условий для личностного развития и сохранения психологического здоровья одарѐнных учащихся. Специфика тьюторского сопровождения  позволяет развивать одаренность учащегося через посредническое действие педагога, обуславливающее особое отношение подопечного к самому себе, своим интересам, перспективам и возможностям, а также способам их превращения их в реальность.

Лицей №44 с 2011 года является тьюторской стажировочной площадкой в муниципальном сетевом проекте «Индивидуализация образования. Тьюторское сопровождение», в котором реализуется программа «Полюса роста». В рамках этой программы учителем информатики Р.И.Кирилловой разрабатывается данный проект «Тьюторское сопровождение с высокими познавательными способностями по Информатике».

Тьюторское сопровождение учащихся в предметном направлении по информатике  дает возможность для: 

*        Диагностического  подхода  к  конструированию индивидуальных стратегий  раскрытия учащихся с высокими познавательными способностями по информатике;

*        Обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного  подхода к раскрытию потенциала учащегося с высокими познавательными способностями по информатике, исходя из его индивидуальных предпочтений;

*        Возможности  отслеживания результатов на каждом этапе развития учащегося с высокими познавательными способностями по информатике;

*        Создания творческого климата отношений учителя и ученика, обеспечение свободы самовыражения в партнерском  взаимодействии.

Стратегическая цель проекта: разработать модель тьюторского сопровождения  детей с высокими познавательными способностями по Информатике.

Задачи проекта:

*   Создать условия проявления социальной активности обучающегося в вопросах профессионального и личного самоопределения посредством разработки и реализации карты индивидуального прогресса;

*   Формировать особую позицию педагога по сопровождению учащихся, направленной на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы по направлению Информатика и ИКТ:

*   Организовать мониторинг готовности обучающихся к выбору  профиля обучения;

*   Способствовать расширению информационного поля образовательных ресурсов;

*   Совместно с тьюторантами создать модель ИОК (информационно - образовательной карты) путем картирования ресурсов оценки качества.

 

Последовательность  действий  тьюторского сопровождения

1.    Выявление и оформление образовательного  заказа участника программы. Основополагающей идеей тьюторского сопровождения выступает тезис о том, что эффективное взаимодействие может и должно основываться на работе с особенным индивидуальным интересом, личностно-значимым образовательным вопросом. Поэтому для тьютора отправной точкой во взаимодействии с подростком выступает его индивидуальный познавательный интерес. Этот интерес как-то проявляется в личной истории ученика и задает контекст целостной образовательной деятельности, привнося в нее личностные смыслы.

2.    Постановка цели образовательной деятельности. Цель, как образ ожидаемого результата, формулируется учеником совместно с тьютором в ходе тьюторской встречи. Необходимо отметить, что на разработку 1-3 этапа обычно уходит 2-3 тьюторские встречи, между которыми могут быть очень короткие интервалы. Цель тьюторского сопровождения необходимо сформулировать как можно конкретнее. Однако, особенностью данного этапа является то, что фактически всегда в ходе взаимодействия с тьютором, цель корректируется и видоизменяется, как раз в сторону детализации и конкретизации.

3.    Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка "план-карты образовательного маршрута”. Задача тьюторского сопровождения – сделать очевидной ученику необходимость и доступность очень разных источников и ресурсов образования, средств достижения его цели. Тьюторское сопровождение понимается нами как элемент открытого образования, в рамках которого абсолютно любой объект общества может выступать средством познания, несет на себе какой-то знаниевый след. Средствами тьюторского вопроса в рамках индивидуальной встречи тьютор и ученик обсуждают и анализируют возможные средства познания. На этой основе составляется "план-карта” образовательного маршрута – перечисление всех найденных вариантов средств и источников познания с указанием последовательности "прохождения пунктов карты”. План-карта составляется и анализируется в течение нескольких занятий, главным образом, в сторону поиска новых средств – расширения карты. И даже на следующем этапе – реализации плана, продолжается корректировка карты. Точками на карте образовательного маршрута могут являться как книги, статьи, так и библиотеки, консультации с учителями, элективные курсы, встречи со специалистами, анкетирование родителей и друзей, посещение конкретного сайта или встреча в чате и многое другое.

4.    Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности —"образовательный проект”. Это основной по продолжительности этап взаимодействия тьютора и ученика. На данном этапе ученик в основном самостоятельно действует, встречаясь периодически (обычно 1 раз в 2 недели) с тьютором для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов. Предметом обсуждения выступает портфолио деятельности – специфическая папка достижений, в которую собираются самые разные материальные носители, отражающие важные с точки зрения ученика узнанные факты, ситуации, встречи. Обсуждение строится главным образом как обсуждение вопроса, почему именно этот материал важен. Тьюторский вопрос этого этапа может быть охарактеризован как вопрос — проблематизация, задача которого, создать ситуацию осмысления подростком значения собранных материалов в соответствии с определенной целью.

5.    Анализ итогов образовательной деятельности — является ключевым в тьюторском сопровождении. Собственно можно сказать, что анализ итогов деятельности начинается буквально с первых этапов, т.к. содержанием тьюторского сопровождения является анализ конкретных действий и операций. Вместе с тем, особое значение имеет анализ продукта деятельности, особенно – в ситуации экспертизы этого продукта "внешней” средой. Вместе с тем, принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно учеником. Тьютор в данном случае выступает основным экспертом, характер и содержание тьюторского вопроса показывают необходимость дополнительной экспертизы, но решение принимается подростком.

6.    Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив. На данном этапе обсуждаются итоги перспективы работы именно с тьютором. Насколько поставленные достигнутые цели удовлетворяют ученика. Какие новые цели он формулирует для себя на основе проделанной работы. Необходимо ли ему для достижения этих целей тьюторское сопровождение. Дальнейшее развитие ситуации может строиться учеником как продолжение тьюторского сопровождения в рамках нового образовательного опроса, развития средств деятельности в рамках старого образовательного вопроса (выход на уровень образовательного проекта или исследования) или выход из ситуации тьюторского сопровождения. Принципиальным моментом, обсуждаемом на этом этапе является соотнесение итогов взаимодействия с тьютором, решений, принятых подростком и его личной образовательной истории и дальнейших образовательных планов.

 

Ожидаемые результаты:

*   Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

*   У обучающихся развита готовность принятия ответственного выбора профиля обучения.

*   Обучающиеся владеют навыками  работы с информацией  в сфере образовательных и профессиональных ресурсов.

*   Обучающиеся являются активными участниками профессионального и личного самоопределения посредством проектирования и реализации  плана индивидуальной образовательной программы олимпиадного и исследовательского движения по Информатике ИКТ.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kri70 (25.03.2013)
Просмотров: 4018 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Поиск